В России заявили о возвращении потребительской корзины в «лихие девяностые»

Анна Шахова 30.12.2020 12:18 | Общество 64

Россияне в массе своей оказались не готовы к новому кризису, заявили аналитики. Потребительская корзина в 2020 году переформатировалась под дешёвые и базовые продукты, а сам уровень потребления практически вернулся в «лихие девяностые».

Каждый третий россиянин встретил коронакризис 2020 года без «финансовой подушки», сообщил «Коммерсант» со ссылкой на данные Центробанка. На закупки продуктов перед весенним локдауном многим пришлось занимать деньги и даже брать микрозаймы. Однако за ажиотажным спросом на гречку и туалетную бумагу пришёл спад потребительской активности, усиленный безработицей и падением доходов.

При инфляции в 4,42% реальные доходы россиян с марта по ноябрь снизились на 7,7%. Эксперты допустили, что за весь 2020 год падение составит 10%. В последний раз такое серьёзное сокращение реальных доходов населения было в 1999 году. В результате и потребительская корзина россиян стала всё больше напоминать о голодных 1990-х, указали аналитики.

Как выяснили в Nielsen, уже к сентябрю россиянам пришлось отказаться от 25% товаров, до этого входивших в их потребительскую корзину. Для сравнения, в 1995–2000 годах этот показатель доходил до 35%. Корзина американских потребителей, несмотря на локдаун и лидерство по заражениям COVID-19, в 2020 году уменьшилась лишь на 11%.

Чаще всего россиянам пришлось отказываться от одежды и обуви, а в продуктовой корзине поубавилось дорогих брендов. При этом пока обедневшие за кризис россияне переходили на дешёвые продукты и искали макароны по акции, более обеспеченные стали покупать более дорогие товары — например, премиальный алкоголь. Разрыв между моделью потребления бедных и богатых снова возвращает страну в девяностые, добавили аналитики.

Сдвиг в потребительском поведении вынудил ретейлеров и производителей менять свои стратегии продаж. Лидеры рынка в лице «Магнит» и X5 Retail Group запустили сети жёстких дискаунтеров. Эксперты предположили, что этот фактор заставит розницу требовать от контрагентов ещё больше снижать закупочные цены, а самих поставщиков — искать новые каналы и форматы продаж.

Фото: Pxhere, CC0

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора