Самолетопад

Виктор Имантович Алкснис 24.08.2021 12:25 | Наука и техника 56

Я двадцать пять лет прослужил в ВВС и мне больно наблюдать за ситуацией, в которой ныне находится российская авиация, как гражданская, так и военная.

«Самолетопад» последних недель наглядно показывает, что Военно-Воздушные Силы РФ находятся в системном кризисе, выхода их которого не видно. И самое трагичное, что если бы системный кризис ограничился лишь военной авиацией, то с этим еще можно было бы как-то смириться. Но ведь в системном кризисе находятся и Вооруженные Силы РФ, и наша страна в целом.

Я уже тридцать лет не был на бетонке аэродромов, с которых в небо взмывают боевые крылатые машины. У меня нет доступа к закрытой информации и у меня нет информаторов в ВВС. Поэтому мой анализ ситуации с нашими ВВС основан лишь на моем двадцатипятилетнем опыте инженера ВВС и материалах открытой печати. Но и этого мне во многом достаточно для того чтобы понять происходящее и сделать определенные выводы. Хотя вполне возможно, что к сегодняшнему дню произошли и некоторые подвижки к лучшему, не нашедшие отражения в российских СМИ.

1. Убежден, что стратегической ошибкой политического и военного руководства страны было объединение ВВС, ПВО, ПРО и Космических Войск в один вид Вооруженных Сил РФ — Военно-Космические Войска. В советские времена тоже предпринимались попытки объединить ВВС и ПВО, но они ни к чему хорошему не привели и в конце концов от них отказались. Образно говоря это была попытка скрестить ужа с ежом, чтобы получить полтора метра колючей проволоки;

2. Основной причиной системного кризиса ВВС РФ является непродуманная политика реформ, проводимых уже тридцать лет в РФ, которая вместо улучшения положения приводила к ухудшению ситуации.

3. В частности, экономические реформы привели к деиндустриализации страны, превращению ее в сырьевой придаток развитых стран. Уничтожение тысяч промышленных предприятий, в том числе авиационной отрасли, привело к утрате возможности выпускать современную авиационную технику. Что наглядно видно на примере «серийного выпуска» одного самолета пятого поколения Су-57 за все эти годы. Без импортных деталей, комплектующих и материалов сегодня производство отечественной современной авиационной техники невозможно. Доля импортных электронных комплектующих в единичных образцах новейших российских самолетов доходит до 70–80 процентов. Напомню, что СССР был единственной страной в мире, который производил авиационную технику на 100 процентов из отечественных комплектующих и материалов.

4. Реформа Российской Академии Наук практически привела к уничтожению отечественной фундаментальной и отраслевой науки. Утрачены тысячи технологий и все в основном держится на советском заделе. Происходит невиданная в нашей истории «утечка мозгов» за рубеж, когда самые талантливые российские ученые не находят себе применения в России и для реализации своего научного потенциала вынуждены уезжать в другие страны. Под флагом «оптимизации» уничтожаются не только промышленные предприятия, но и авиационные конструкторские бюро, еще ни так давно создававшие лучшие в мире самолеты и вертолеты («Миг», «Ильюшин», «Туполев», «Яковлев», «Мясищев»,«Камов»).

5. Проводимая кадровая политика привела к тому, что на руководящие должности назначаются отнюдь не профессионалы, а так называемые «эффективные менеджеры», которые, как правило, до этого к авиации никакого отношения не имели, что такое самолет, как он летает не понимают, что нужно для его разработки и производства не знают. Второй принцип подбора кадров — личная преданность руководителю или принадлежность (родственные связи) к нынешней российской элите. Например, бывший директор мебельного магазина, печально известный бывший министр обороны, а ныне индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации «Ростех» А. Э. Сердюков.

Или сын руководителя Роскосмоса Д.Рогозина Алексей Рогозин, который в 2005 году окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и за последующие годы, как «эффективный менеджер» 3 года руководил производством стрелкового оружия, затем 4 года взрывчатых веществ, а в 2017—2019 гг. являлся вице-президентом ОАК по транспортной авиации, генеральным директором Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина (ПАО «Ил») и отвечал за разработку и производство самолета Ил-112В, единственный экземпляр которого потерпел катастрофу позавчера 17 августа в Кубинке.

Или Командующий Военно-Космическими Силами РФ Суровикин С. В. Он первый в истории авиации России общевойсковой генерал, не имевший до этого НИКАКОГО отношения к авиации и возглавивший в 2017 году вид Вооруженных Сил РФ, включающий в себя Военно-Воздушные Силы, Войска противовоздушной и противоракетной обороны и Космические Войска. Кстати, 16 августа 2021 года указом Президента РФ Суровикину С.В. за большие успехи в командовании ВКС было присвоено звание генерала армии. Я с уважением отношусь к послужному списку генерала Суровикина, он очевидно хорошо показал себя, командуя нашей группировкой в Сирии. Но назначать на должность Главкома ВКС человека, никогда не имевшего отношения к авиации, это уже перебор.

6. За годы реформ уничтожена система подготовки кадров ВВС. Уничтожено большинство летных и инженерно-авиационных училищ. Уничтожены все авиационно-технические училища и школы младших авиационных специалистов.

В связи с переходом на систему контрактной службы мне неизвестно, как теперь осуществляется подготовка младших авиаспециалистов, т. е. авиамехаников. В советские времена существовала стройная система подготовка авиационных кадров. Призывники, направленные для прохождения срочной службы в ВВС, вначале на полгода направлялись для обучения в школы младших авиационных специалистов, где получали необходимую теоретическую подготовку и только после этого направлялись в строевые части. И там в течение полутора лет осуществлялась их практическая подготовка. Вначале им доверялось лишь «подай-принеси». Но постепенно уровень заданий под жестким контролем офицеров и прапорщиков повышался и через полтора года срочной службы большинство солдат срочной службы действительно могли реально участвовать в подготовке авиатехники к вылету и носить звание — младший авиационный специалист.

По сути уничтожены имевшие мировую славу Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского и Военно-Воздушная академия имени Гагарина, которые перебазировали в г. Воронеж без профессорско-преподавательского состава и уникальной учебно-лабораторной базы. В результате резко упало качество подготовки летного и инженерно-технического состава ВВС, что отрицательно сказалось на их боеготовности и технической исправности авиационной техники. О чем свидетельствую вопиющие факты летных происшествий по вине инженерно-технического состава.

7. По сути уничтожение системы военных представительств на предприятиях оборонной отрасли, что привело к резкому снижению качества выпускаемой продукции, включая авиационную.

8. Закрытие большинства советских аэродромов базирования авиации. В СССР было 1450 аэродромов, сегодня 282. В те годы действовал принцип «один аэродром — один полк» (это не означает, что у нас было 1450 полков, было огромное количество запасных аэродромов и аэродромов гражданской авиации). При Сердюкове от этого принципа отказались и перешли к авиационным базам, на которых базировалось по несколько частей. В результате сильной загруженности аэродромов снизилось количество летных смен для учебных полетов и соответственно уменьшилось количество летных часов у большинства летчиков.

9. В связи в введением в Вооруженных Силах, в том числе и в ВВС, системы аутсортинга вместо традиционного тылового обеспечения оно резко ухудшилось. Возникли серьезные проблемы с обеспечением частей ВВС всем необходимым для их летной работы и боевого применения. В связи с закрытием сотен предприятий авиационной отрасли, возникли огромные проблемы с обеспечением авиационных частей запасными частями и деталями для войскового ремонта самолетов (вертолетов). В результате впервые за всю историю ВВС возникла проблема использования для войскового ремонта некондиционных узлов, материалов и деталей со списанной авиационной техники или даже закупленных у неких «бизнесменов» с мутной биографией.

10. Была сломана сложившаяся за десятилетия система авиаремонтных предприятий ВВС для которых главными показателями стали не качественный ремонт авиатехники и обеспечение безопасности полетов, а прибыль. С уничтожением сотен предприятий авиационной отрасли, на которых производились детали и оборудование возник серьезных дефицит необходимых для капитального ремонта авиатехники деталей, запчастей и оборудования.

В данном анализе я привел лишь небольшую часть тех проблем, которые способствовали тому «самолетопаду», свидетелями которому мы являемся в последние недели. На самом деле их намного больше. К огромному сожалению, подавляющее большинство из них в ближайшие годы решить не удастся, поскольку для этого нужны кардинальные изменения в российской политике и в экономике. Но, увы, вряд ли это произойдет. И поэтому «самолетопады» будут продолжаться. И подобные «самолетопады» будут с нарастающими темпами происходить не только в авиации, но и в большинстве сфер нашей жизни.

Виктор Имантович Алкснис

Источник


Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора

Популярное за неделю